Не только вафли: Hebenstreit усиливает позиции в России.
Не только вафли:
Hebenstreit усиливает позиции в России
Отраслевая выставка – отличная возможность познакомиться поближе с ключевыми игроками рынка. На выставке «Агропродмаш» мы побеседовали с представителями компании Hebenstreit (Германия), одним из мировых лидеров в производстве оборудования для изготовления вафель и кондитерских изделий на их основе. О том, как развивался этот бизнес в России, о планах компании на ближайшее будущее рассказывают Себастьян Шмиаде, региональный менеджер Hebenstreit по работе с Россией и директор Департамента оборудования мучных кондитерских изделий компании Anton Ohlert Виктор Рябинин.
– Компания Hebenstreit была основана еще в конце XIX века. Как она развивалась и как складывались ее отношения с Россией?
С. Ш.: Действительно, наша компания была основана в 1898 году на востоке Германии – в городе Радебойль, неподалеку от Дрездена. Тогда она называлась Goehring & Hebenstrеit. После Второй мировой войны компания была национализирована, как практически все частные компании в Восточной Германии. Hebenstreit, оказавшаяся в юрисдикции правительства ГДР, изменила свой статус и была преобразована в народное предприятие Rapido, которое стало основным производителем и поставщиком вафельного оборудования для предприятий СССР и Восточной Европы. Rapido поставила в СССР около полутора тысяч производственных линий.
Бывшие владельцы компании в этот период времени переехали в Западную Германию, и в 1950-м сын одного из основателей компании возродил предприятие под прежним именем во Франкфурте-на-Майне. Благодаря безупречной репутации, Hebenstrеit вновь стала одним из ведущих поставщиков линий для производства вафель, продавая свою продукцию по всему миру. После объединения Германии произошло слияние двух заводов, и сейчас это две производственные площадки компании Hebenstreit, которая вернула себе историческое название в 2009 году. Так что взаимоотношения компании с Россией уходят корнями глубоко в историю.
– У вас есть собственное представительство в России или вы действуете через дистрибьюторов?
В. Р.: Компанию Hebenstreit в России представляет компания Anton Ohlert, в которой я и работаю. Мы не занимаемся коммерческой деятельностью, а выполняем исключительно представительские функции: находим потенциальных покупателей, объясняем, что им необходимо, готовим контракты и отслеживаем весь процесс поставки. Также мы обеспечиваем необходимый сервис: если у заказчика возникают какие-то вопросы, мы с ним связываемся, при необходимости приглашаем специалистов из Германии. Некоторые вопросы можем решить удаленно, исходя из нашего большого опыта работы с таким оборудованием.
– Расскажите о самых крупных проектах Hebenstreit в России.
В. Р.: Пожалуй, один из самых известных проектов – это производственные линии на булочно-кондитерском комбинате «Коломенский» в Москве. Там установлены пять больших линий Hebenstreit. Первой из этих линий уже 20 лет. В Москву также были поставлены линии Hebenstreit на «Рот Фронт» и бывшую московскую фабрику «Большевик». Самая большая на сегодняшний день вафельная линия расположена в Брянске на фабрике «Брянконфи». Там установлены две линии, одна из которых имеет две печи. По три наших линии имеются в Саратове на кондитерской фабрике и на Пензенском хлебозаводе № 4. В Тверской области, в г. Кимры, также работает небольшая линия Hebenstreit. Как видите, оборудование Hebenstreit можно найти во всех уголках России, в больших и совсем маленьких городах. Относительно недавно мы осуществили интересный проект в г. Краснодаре – его особенность в том, что печь работает на сжиженном газе из баллонов. В Перми работает наша линия по производству вафель в шоколадной плитке. Но не только сладкие вафли производятся на оборудовании Hebenstreit. Фирмы «Елизавета» в Смоленске» и «Молодец» в Ростове-на-Дону имеют несколько больших линий для изготовления вафельного хлеба.
С. Ш.: Наше оборудование можно найти и у лидеров мирового производства кондитерских изделий, например на фабриках KitKat фирмы Nestle. Хочу подчеркнуть, что Hebenstreit – это не только линии для производства вафель, это гораздо больше. Например, уже почти 40 лет у нас существует подразделение, специализирующееся на производстве оборудования для экструзии, и мы продаем это оборудование по всему миру. Экструзия позволяет с легкостью менять форму кондитерских изделий. Поэтому в последнее время мы отмечаем рост интереса к этому виду оборудования, в том числе и к промышленным экструдерам для кондитерских фабрик.
– В чем больше заинтересованы ваши клиенты: в традиционных решениях или в инновациях?
С. Ш.: Наши постоянные клиенты, конечно же, спрашивают об инновациях. Но любые инновационные решения всегда сопряжены с риском, и подавляющее большинство наших потенциальных клиентов, что видно даже по посетителям стенда на выставке, хотят увидеть то, что уже хорошо зарекомендовало себя на рынке. Клиенты всегда сопоставляют новые виды оборудования с возможностями своего производства: с тем, что они действительно могут сделать и продать. Поэтому при разработке новых видов оборудования мы всегда ориентируемся на потребности заказчиков: они сообщают нам о своей продукции, которую собираются вывести на рынок в ближайшее время. Я уверен, что каждый производитель оборудования должен быть заинтересован в такого рода информации. Например, у нас есть компания, которая занимается изготовлением орешков в шоколаде, и она постоянно обменивается с нами данными о динамике спроса. Такие предприятия мы всегда рады видеть среди своих заказчиков. Думаю, при первичной закупке клиент скорее отдаст предпочтение базовой комплектации производственной линии. В дальнейшем, по мере того как повышается качество продукции его компании, он интересуется, чем можно дополнить линию, чтобы повысить производительность предприятия и сделать свой продукт более привлекательным с точки зрения потребителя.
– Чем, по-вашему, отличаются подходы к бизнесу в России и в Германии?
С. Ш.: Существуют большие различия между немецкой и российской производственной культурой, бизнес в Германии совершенно иначе структурирован. Я имею в виду не масштабы предприятий и не объемы выпускаемой продукции. И в России, и в Германии в равной мере заинтересованы в долгосрочных контрактах с крупными предприятиями, в совместных проектах с небольшими, недавно созданными кондитерскими компаниями. Главное различие заключается в производственных стандартах: в России в каждом конкретном случае приходится заново осмысливать «правила игры» и последовательность действий.
Не секрет, что многие кондитерские фабрики России нуждаются в модернизации. Мы часто видим морально устаревшие комплексы производственного оборудования, которые занимают огромные площади и требуют постоянных дополнительных вложений. И здесь сложно говорить о гибком реагировании на спрос. Смена технологии могла бы привести к значительному снижению затрат при той же, если не большей, производительности, но бывает чрезвычайно сложно доказать это заказчику. Бизнес России более консервативен, и руководители нередко предпочитают устаревшие модели управления производством.
– Российский рынок кондитерского оборудования для вас – это зрелый рынок?
С. Ш.: Безусловно! Сложности российского рынка больше лежат в плоскости политики и макроэкономики: политические противоречия сдерживают развитие бизнеса.
Изучение рыночной ситуации на рынке России ведется со времен Rapido, и я знаю, что существуют клиенты, сотрудничество с которыми продолжается с тех пор, несмотря на кризисы и сложности, характерные для экономической ситуации и в мире, и в вашей стране. Нашим постоянным клиентам постоянно приходится их преодолевать, но все они верят нам, и мы шаг за шагом продвигаемся вперед к новым совместным проектам. Таковы наши ожидания в бизнесе. В основном наши российские проекты нацелены на изготовителей вафель. Что же касается экструзии, направления, за которое я отвечаю, то здесь я вижу интерес к гибким технологическим решениям, нацеленным на изготовление индивидуальных продуктов и диверсификацию бизнеса.
– Как вы оцениваете уровень конкуренции на российском рынке?
С. Ш.: Точных данных я не приведу, но скажу так: если вам необходимо оборудование для выпуска красивой кондитерской продукции высшего качества, то обращайтесь к одному из лидеров рынка.
– Ваша основная цель участия в выставках и что вы представили посетителям?
С. Ш.: Мы встречаемся с представителями компаний, уже участвующих в наших проектах, а также хотим расширить круг наших заказчиков. На нашем стенде мы предоставляем информацию об автоматизированных линиях для производства вафель и снеков, включая новейшие технологические решения, которые дают возможность совершенствовать качество кондитерских изделий и легких закусок. Мы подготовили к этой выставке коллективный стенд с участием других немецких компаний, выпускающих оборудование для пищевой отрасли. Так, мы не просто обозначаем наше присутствие на российском рынке, но и усиливаем позицию бренда Hebenstreit.
В ходе выставки мы акцентируем внимание посетителей на инновационных разработках последних лет – в том числе и на экструдерах для производства полезных для здоровья легких закусок с натуральными ингредиентами, натуральными красителями и натуральным вкусом. Такие продукты питания сегодня очень востребованы на западноевропейском рынке и пользуются растущим спросом на рынках Восточной Европы. По всей вероятности, в ближайшем будущем они станут не менее популярными в России. Меняется жизнь, изменяются пищевые привычки людей, соответственно, появляется потребность в новых продуктах питания, которые уже предлагают потребителям наиболее конкурентоспособные игроки мирового рынка.
– На вашем стенде нет образцов оборудования, только информационные брошюры и примеры продукции...
С. Ш.: Обязательно приезжайте в Дюссельдорф, на INTERPACK 2020! Там вы увидите оборудование Hebenstreit во всей красе, это самая важная для нас выставка. Там мы продемонстрируем основные виды нашей продукции и дополнительное оборудование, каждая установка может занимать от 10 до 20 кв. метров, и организовать все это в России очень непросто.
Что же касается российской выставки, в первую очередь нашим заказчикам и потенциальным клиентам нужна исчерпывающая информация о продуктах, которые мы готовы им предложить, а нам важно показать, каким образом мы достигаем высокого уровня качества их продукции. Мы рассказываем, какое оборудование компании Hebenstreit скоро появится на рынке, чем оно принципиально выделяется на фоне продукции других лидеров рынка, демонстрируем различные модели своего оборудования и разные варианты технологических решений – в зависимости от ожиданий и потребностей тех или иных целевых групп. Мы исходим из того, какие новые комплектующие могут им потребоваться и как их можно комбинировать для выпуска высококачественных кондитерских изделий. И каждый посетитель узнает, что и когда у нас появится и куда ему предстоит обратиться, чтобы своевременно купить необходимый ему вид оборудования.
– Вы знаете, что у нас прослеживается тенденция отказа от импортного оборудования в пользу российских заводов-производителей? Как вы ее воспринимаете? Существует ли принципиальная возможность перевода российской кондитерской отрасли на отечественное оборудование?
С. Ш.: Думаю, что такая возможность не исключена. Уверен, что ввоз оборудования из-за рубежа не препятствует разработке отечественных образцов.